Памятка родителям

Печать Эл. почта
Раздел: Новости
Дата публикации: Понедельник, 28 марта 2022 14:14

Алгоритм действий РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

в случае выявления суицидальных признаков

(в пресуицидальный период)

 и аутоагрессивного поведения у обучающихся

Телефоны помощи в кризисных ситуация

Родители обучающихся (законные представители)

при выявлении суицидальных признаков (в пресуицидальный период)

и аутоагрессивного поведения у обучающихся

  1. Оказывают психологическую поддержку своему ребенку, оказавшемуся в объективно или субъективно трудной жизненной ситуации.
  2. Обращаются к специалистам для получения неотложной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.
  3. Выполняют рекомендации специалистов, направленные
    на неотложную помощь обучающемуся и/или реализацию плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.
  4. Сотрудничают со специалистами в реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

Алгоритм действий родителей

(законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения

1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.

Признаками аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих.
Для подростков чаще характерен аффективный, импульсивный либо демонстративный, шантажный механизм аутоагрессивных действий
и суицидальных попыток.

В связи с этим родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять внимание не только к общему состоянию подростка,
но и к тому, как и что он говорит.

Примеры выражений, которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни»,
«не хочу вообще ничего», «без меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна».

Другими словами, необходимо обращать внимание на слова
и выражения, которые прямо или косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить.

Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются:

  • Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес
    к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных
    и любимых увлечений.
  • Ребенок проводит в сети практически все время, зачастую в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям и так далее, почти никогда
    не расстается с мобильным телефоном. При этом им устанавливаются пароли на всех девайсах (Девайс представляет собою технологичное устройство
    с аккумуляторами и различными функциями: умные часы, смартфон, ноутбук и пр.), используются графические ключи для входа, проводится постоянная очистка используемых браузеров, корзины.
  • «Зависание» в социальных сетях в любое время, в том числе ночью.
  • Изменение образа жизни. В частности, ребенок, например, уходит
    из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью.
  • Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов (как правило, в области запястий), иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
  • В своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть
    до нанесения себе травм, в частности, и порезов.

Наличие следующих проявлений свидетельствует о более высоком риске суицидального поведения:

  • предшествующая попытка суицида;
  • суицидальная угроза;
  • тяжелая реакция подростка на стресс, особенно на утраты;
  • уязвимость подростка к трем угрожающим жизни аффектам — одиночеству, презрению к себе и ярости;
  • недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.);
  • возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти;
  • наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • иногда в «статусе» страницы в Интернете указывается
    так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»)

Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:

Обратиться к психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122; в Санкт-Петербурге 576-10-10 круглосуточно, бесплатно)

Не отказываться от очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и получения консультации врача-психиатра
при необходимости. Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе.

Самостоятельные действия родителей:

Наблюдать за подростком, попытаться понять причину внезапно возникших переживаний, влияющих на поведение и общение.

При сложившихся доверительных отношениях постараться конструктивно обсудить с подростком сложившуюся ситуацию.
Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.

Уважая права ребенка, выяснить содержание его занятий в сети. Фиксировать время посещения (а в отдельных случаях и продолжительность) ребенком своей страницы в социальных сетях.

Обратить внимание на круг друзей и подписчиков в сети Интернет, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах, съемки
с высоты, крыш и чердаков и т.д.

Родителям необходимо знать, что в процессе беседы наличие всех вышеперечисленных ниже признаков дети чаще всего объясняют тем,
что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения
в намерении совершить суицид.

2 этап. Психолого-педагогическое и при необходимости медикаментозное сопровождение подростков «группы риска» аутоагрессивного или суицидального поведения

При выявлении случаев аутоагрессивного или суицидального поведения и обращения за помощью к специалистам - совместно со специалистами проводится работа по выявлению и устранению возможных причин
и условий данных проявлений, оказывается психокоррекционная
и психотерапевтическая помощь подростку и родителям для повышения личностной зрелости. При участии родителей помощь подростку является более эффективной.

3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.

Профилактика повторных попыток суицида у несовершеннолетних. Создание условий для социальной адаптации, продолжения учебы, прохождение родителями семейной психотерапии для изменения стилей воспитания подростка, гармонизации взаимоотношений в семье.

Родители обучающихся (законные представители)

на этапе реализации суицидальных намерений их ребенком

  1. Оказывают личную поддержку своему ребенку: проявляют максимальную доброжелательность, поддерживают контакт, вступают
    в диалог, выслушивают, помогают ему высказаться.
  2. Удерживают своего ребенка под наблюдением (не оставляют
    его одного) для предотвращения попытки суицида.
  3. Информируют заместителя директора по учебно-воспитательной работе образовательной организации о суицидальной попытке их ребенка
    с просьбой предпринять экстренные организационные меры.
  4. Обращаются к специалистам: врачу-психиатру, психологу кризисного центра (при их отсутствии – к педагогу-психологу, социальному педагогу образовательной организации) с просьбой оказать экстренную помощь их ребенку.
  5. Выполняют рекомендации специалистов, направленные
    на то, чтобы предотвратить или остановить суицидальную попытку ребенка.
  6. Сотрудничают со специалистами в реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения их ребенка после его попытки суицида.
  7. Заботятся о собственной реабилитации и реабилитации членов своей семьи после попытки суицида их ребенком.