Советы психолога по подготовке детей к началу обучения в 1 классе для родителей
Помните о том, что ребёнок всё ещё тесно психологически с вами связан, поэтому ваша тревога напрямую передаётся ему, даже если вы внешне её никак не выражаете. Учитесь справляться со своей тревогой. Как?
1. Отказывайтесь от ожиданий, как негативных, так и позитивных. Они могут не оправдаться, тогда вы испытаете глубокое разочарование. Ребёнок меняется не по дням, а по часам. Как он поведёт себя в новой обстановке, очень трудно предсказать. Поэтому ждите и готовьтесь. Готовьтесь принимать ребёнка таким, какой он есть, со всеми трудностями и успехами. Готовьтесь «держать руку на пульсе», чтобы не отмахиваться от возникающих трудностей, вовремя помочь и поддержать. Помните, что успехи тоже нужно поддерживать, а не воспринимать как должное.
2. Избегайте «страшилок». Игнорируйте «ужасы» о школе из Интернета. Если у родителей со школой связаны неприятные переживания, лучше проработать их с психологом. Школы разные, учителя и дети разные. Не обязательно вашего ребёнка ждёт повторение негативного опыта. Помните, что ребёнок может заразиться страхом от вас.
3. Планируйте на будущее режим дня, присмотр за ребёнком в первое время: кто будет встречать его из школы, кормить, делать уроки, будет ли он посещать группу продлённого дня, кружки и секции?
Как помочь ребёнку подготовиться психологически к школе? Вот несколько советов.
1. Не пытайтесь в последние дни перед школой вложить в голову ребёнка как можно больше знаний. Осталось совсем не много, он скоро в школе всему научится! Гораздо важнее, чтобы он за лето отдохнул, подольше побыл на свежем воздухе, набрался сил. Кроме того, постепенно сдвигайте режим дня, приближая его к тому, который будет во время учебного года.
2. Не запугивайте школой. Избегайте в разговоре фраз типа «Как же ты будешь в школе?», «Вот пойдёшь в школу, тогда…».
3. Проверьте, как у ребёнка с навыками самообслуживания и коммуникации. Умеет ли он самостоятельно завязывать шнурки? Может ли вежливо обратиться к взрослому с просьбой или вопросом? Знает ли, как знакомиться со сверстниками? Может быть, сейчас не поздно научить, даже проиграть ситуации?
4. Детей, как и взрослых, больше всего тревожит неизвестность. Если вы знаете, как будет строиться обучение ребёнка в первом полугодии, расскажите ему: «Ты будешь учиться 5 дней в неделю, в субботу и воскресенье будешь отдыхать. У тебя будет четыре урока и перемены. После первого урока вы будете с классом ходить в столовую. После четвёртого урока тебя будет забирать бабушка…» и т. д., в зависимости от вашей ситуации. Если ребёнок очень тревожный, можно рассказать и том, как будет проходить линейка 1 сентября, подкрепив рассказ своими детскими фотографиями.
5. Расскажите о школьных правилах, правилах поведения на уроках и переменах.
6. Предупредите, что в школе ребёнку будут задавать на дом небольшие задания (обычно в 1 классе они совсем небольшие, если вообще есть), их нужно будет обязательно выполнять. Договоритесь, в какое время он будет их делать. Оговорите, что в случае трудностей, ребёнок может обратиться к вам или другому члену семьи за помощью.
7. Современным детям бывает непонятен сам смысл учёбы. Зачем учиться писать, если можно печатать на компьютере? Зачем читать, если есть аудиокниги? И вообще, любую информацию можно найти в Интернете. Смысл учёбы для современного ребёнка неочевиден, и родителям трудно бывает отвечать на такие вопросы. Правда заключается в том, что не все школьные знания нам, взрослым, пригодились. Но никто не рассказывает детям, что во время учёбы развивается их мозг, а человек с хорошо развитыми психическими процессами успешнее справляется и с жизненными, и с профессиональными задачами. Умение решать математические задачи – это развитое логическое мышление и умение решать задачи «по жизни». Широкие знания об окружающем мире – это насыщенная и интересная жизнь. Это трудно объяснить первокласснику, но можно проще: «Кем ты хочешь стать? Я расскажу, какие школьные знания тебе для этого понадобятся».
Вывод: Для того, чтобы развить у ребёнка интерес к учёбе, нужно расширять его кругозор (читать, водить в музеи и на экскурсии, наблюдать и рассказывать).
P. S. И ещё один важный момент: настройте себя на спокойное восприятие ошибок и трудностей. Не требуйте от ребёнка сразу идеального исполнения всех работ и обязанностей. Объясняйте, что успех достигается путём упражнений и тренировок, как в спорте. Если он старается, трудится, упражняется, то успех не заставит себя ждать.
Березина Д. В. – педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Невского района
Санкт-Петербурга
Изображения
Размер шрифта
Цвет сайта
Работа с сайтом для слабовидящих
Если у вас возникли проблемы с доступом к информации на этом сайте, пожалуйста, сообщите нам, и мы будем работать над обеспечением доступности. Если у вас возникли проблемы при просмотре какой-либо страницы этого сайта, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли улучшить сайт. Постарайтесь быть как можно более конкретными в описании проблемы (проблем) с которыми вы столкнулись. Спасибо!
Настройте браузер для удобной работы с сайтом
Установите масштаб отображения страниц так, чтобы комфортно читать текст.
Увеличить текст
Зажмите клавишу CTRL,
нажимайте «+»
для увеличения масштаба.
Уменьшить текст
Зажмите клавишу CTRL,
нажимайте «—»
для увеличения масштаба.
Установить 100%
Зажмите клавишу CTRL,
нажмите «0».